RU EN

II Всероссийский семинар по музыкальной критике
для журналистов и культурологов

Совместный образовательный проект Центра современной музыки МГК им. Чайковского и сайта Stravinsky.online

Семинар представит несколько непривычный ракурс в разговоре о музыкальной критике. Его тематика отходит от распространенного сегодня жанра лекций «Как написать анонс», «Как взять интервью», «Десять имен, которые нельзя не знать» и т. д. В рамках образовательной программы мы рассмотрим критическую деятельность не просто как написание текстов в стандартных форматах, но как важную часть музыкальной инфраструктуры.

 

Программа семинара включает в себя несколько тематических разделов:

I.  Компас. Посвящен обзору музыкальных тенденций и проблеме выбора материала

II. На любителя. Об умении беседовать с публикой с различным уровнем подготовки

III. В фокусе. О принципе выявления актуальных проблем современной культурной жизни на примере тематических выпусков различных изданий

IV. Термины. О ключевых понятиях современной культурологии («культура», «цивилизация», «авангард», «китч», «масскульт», «элитарное искусство» и др.)

V. Outside, где свой взгляд на современные культурные процессы представят известные журналисты и музыканты из Германии, Австрии и Франции

VI. Практикум. Работа над текстами участников, написанными в дни образовательной программы

 

История проекта

I Семинар состоялся в 2016 году и был приурочен к 150-летию МГК им. П. И. Чайковского. Лекции читали журналисты из числа выпускников и преподавателей Московской консерватории: Петр Поспелов, Евгения Кривицкая, Марина Гайкович, Татьяна Курышева, обладатели российских и международных премий в сфере журналистики Ярослав Тимофеев и Владислав Тарнопольский, преподаватель Московской консерватории и журфака МГУ Роман Насонов и др.

Слушателями лекций стали студенты и аспиранты Московской, Казанской, Нижегородской консерваторий, Академии им. Гнесиных, МГУ, СПбГУ, Уральского федерального университета, Вятского государственного университета, ГИТИСа, четырёх факультетов ВШЭ, Академии балета им. Вагановой, Университета печати, Академии театра и музыки Эстонии, стажеры и сотрудники РНО, Московской областной филармонии, Белгородской филармонии, Первого канала и ГТРК «Культура», Ассоциации молодежных медиа, журналов «Эксперт», «Афиша», TimeOut, «Международная жизнь», Российской газеты, Московской немецкой газеты, проектов «Акцент», «Сюртук», Rolling Stone Russia, MoveUp, Первого экологического радио «Будь!» и др.

Куратор программы — шеф-редактор Stravinsky.online Владислав Тарнопольский. Оргкомитет — музыковеды Александра Локтева и Рена Фахрадова.

Расписание образовательной программы

22 октября, вторник

11:00 Регистрация участников

12:00 Открытие семинара

13:00 Владислав Тарнопольский (шеф-редактор сайта Stravinsky.online)

— попробует обозначить основные тренды развития новой музыки в 2010-е годы, а также сопоставит российскую и европейскую афиши и форматы музыкальных проектов

14:30 Перерыв

15:30 Роман Берченко (журналист радио «Орфей»)

— поделится опытом, как разговаривая о музыке не поверхностно и избегая банальных вопросов, оставаться понятным широкой публике

17:00 Лариса Кириллина (музыковед, профессор МГК им. П. И. Чайковского)

— сопоставит концепции и языковые приемы двух изданий о Бетховене: двухтомника для профессионалов и книги из серии «ЖЗЛ»

 

23 октября, среда

12:00 Клаус Ланг /Klaus Lang (Австрия)

Творческая встреча с композитором

14:30 Перерыв

15:30 Алексей Мунипов (журналист, автор телеграм-канала «Фермата»)

— расскажет, как журналисту составить портрет композитора и чем большой «книжный» разговор жанрово отличается от газетного блиц-интервью

17:00 Татьяна Сергеева (доцент Приволжского федерального университета)

— расскажет о музыкальной журналистике и музыкальных спецпроектах ведущих англоязычных изданий (в том числе The New York Times и The Guardian)

 

24 октября, четверг

12:00 Презентация первого русскоязычного издания работ Карла Дальхауса

Участники презентации: Степан Наумович (автор перевода) и Марина Раку (научный редактор издания), Михаил Рейзин (директор Издательства им. Н. И. Новикова)

13:00 Марина Раку (музыковед, ведущий научный сотрудник ГИИ)

— расскажет о поисках форм преподнесения читательской аудитории научных концепций и о специфике различных жанровых подходов к этой задаче на примере нескольких своих книг — «Вагнер. Путеводитель», «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи» и «Оперные штудии»

14:30 Перерыв

15:30 Игорь Кондаков (культуролог, профессор РГГУ)

Беседа о взаимосвязях «масскульта» и «элитарного искусства» в российской культуре

17:00 Анатолий Осмоловский (художник и теоретик искусства, основатель института БАЗА)

          Разговор о понятиях «китч» и «авангард» в современном искусстве

 

25 октября, пятница

 

12:00 Виктор Мизиано (главный редактор «Художественного журнала»)

— расскажет о принципах редакционной политике «Художественного журнала» и о том, как максимально полно раскрыть избранную тему в различных форматах

13:30 Молодые критики — о летних фестивалях 2017–2019

14:30 Перерыв

15:30 Гюляра Садых-Заде (независимый критик)

— расскажет, как добывать и обрабатывать информацию: мониторинг и селекция событий, критерии отбора (на примере программ европейских фестивалей)

17:00 Марина Давыдова (главный редактор журнала «Театр»)

— представит концепцию современной версии журнала «Театр» и на примерах конкретных выпусков покажет, как формируется содержание тематических номеров

 

26 октября, суббота

 

12:00 Андрей Устинов (главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»)

— расскажет о 15-летнем опыте обзора репертуара российских оркестров  и других долгосрочных проектах «МО»

13:30 Встреча с командой фестиваля «Московский форум»

14:30 Перерыв

15:30 Керстин Хольм /Kerstin Holm (Германия, редактор отдела культуры

Frankfurter Allgemeine Zeitung)

17:00 Михаил Велижев (культуролог, профессор ВШЭ)

Лекция о том, как в современной гуманитарной науке соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»

 

27 октября, воскресенье

12:00 Практикум: разбор текстов участников семинара

13:30 Этьен Буш /Etienne Bouche (Франция, журналист, автор статей в Libération и других изданиях)

14:30 Перерыв

15:30 Встреча с командой сайта Stravinsky.online

17:00 Завершение семинара


Декабрь
2019
Октябрь 2019
РЕГИСТРАЦИЯ
23 | 10 | 2019, ср – 12:00
Конференц-зал консерватории
Клаус Ланг (Австрия)
Творческая встреча с композитором

Программа:

Клаус Ланг родился в Граце в 1971 году. Обучался композиции и теории музыки у Германа Прессля, Беата Фуррера и Юнгхи Паг-Пан, а также исполнительству на органе. Клаус Ланг живет в Штирийской области Австрии.

Клаус Ланг любит чай и не любит газонокосилки и Рихарда Вагнера. Музыка Клауса Ланга не является способом передачи какого-либо внемузыкального содержания — эмоций, философских или религиозных идей, политической пропаганды, рекламы и т. д. Его музыка — не язык и не способ коммуникации, а свободный и самостоятельный акустический объект. В своем творчестве Ланг не использует, а исследует звук и дает ему возможность раскрыть собственные неисчерпаемые красоты. Лишь если звук — это звук и ничего более, только тогда становится возможным воспринять звук как то, чем он действительно является — как временной феномен, как слышимое время. Время для Клауса Ланга — это одновременно и композиторский материал, и фундаментальное содержание музыки. По его мнению, музыкальный материал — это время воспринимаемое в звуке, а объект музыки — переживание времени в процессе слушания. Музыка — это услышанное время.

https://klang.mur.at/

Вход свободный

При поддержке Австрийского культурного форума в Москве

РЕГИСТРАЦИЯ
24 | 10 | 2019, чт – 12:00
Конференц-зал консерватории
Карл Дальхаус. Избранные труды по истории и теории музыки
Презентация книги

Исполнители:

"Карл Дальхаус. Избранные труды по истории и теории музыки"
Перевод — Степан Наумович (Германия)
Издательство им. Н. И. Новикова, 2019

На фестивале состоится презентация первого русскоязычного сборника трудов одного из самых ярких и авторитетных немецких музыковедов второй половины ХХ века Карла Дальхауса. Издание включает 23 статьи, сгруппированные в несколько крупных разделов: «Теория музыки», «История и эстетика музыки», «Музыкальная историография», «Опера». Книга открывается разделом о Новой музыке, изучению которой посвящена немалая часть наследия ученого.
Характеризуя масштаб личности Дальхауса, научный редактор издания Марина Раку пишет: «не только в немецком, но и в мировом сообществе мы сегодня не найдём равных ему по глубине и смелости осмысления широчайших и сложнейших процессов, а в особенности тех, кто не желал бы, как и он, спрямлять их течение в своих исторических описаниях или теоретических анализах». По её мнению, реакция на эту книгу «в некотором смысле должна стать лакмусовой бумажкой состояния российской науки о музыке».

Автор перевода Степан Наумович отмечает, что названия работ Карла Дальхауса часто сформулированы полемически — в виде вопросов: «Устарел ли формальный анализ?», «Служит ли двенадцатитоновый ряд заменой тональности?», «Может ли музыкальная критика быть объективной?». К этому же ряду материалов относится и вошедшее в издание знаменитое эссе Дальхауса «Почему так трудно понимать Новую музыку? Речь в защиту исторического понимания». По словам Наумовича, «Дальхаус, выступивший отчасти «от имени» музыкознания в целом, сформулировал свою тему в индивидуальном ключе – не приличествующая случаю праздничная приподнятость, а скорее тревога звучит в его вопросе. Правда, признание горькой реальности в первом предложении заглавия (Новую музыку трудно понять) отчасти смягчено надеждой во втором (возможно, «историзация» взаимоотношений с Новой музыкой поможет спасти ситуацию)».
Также в книгу вошли и другие статьи Дальхауса о новой музыке — в частности. «Эмансипация диссонанса», «Эстетическая теология Шёнберга», «Новая музыка и проблема музыкальных жанров».
В ходе презентации речь пойдёт о фигуре Дальхауса и её значении для европейского музыковедения, о содержании книги и значимости публикуемых статей, а также о том, как проходил процесс их перевода.

Участники презентации:
Степан Наумович, музыковед, автор перевода
Марина Раку, музыковед, научный редактор издания

РЕГИСТРАЦИЯ
25 | 10 | 2019, пт – 14:00
Центр электроакустической музыки Московской консерватории
Мануэль Зуррия, флейта (Италия)
Мастер-класс

Программа:

Родился в Катании в 1962 году. С 1980 живёт в Риме.
Много выступает как солист и ансамблист. Сотрудничал с известными композиторами — С. Шаррино, Ф. Донатони, Ф. Ромителли, С. Буссотти, Э. Люсье, А. Пяртом, Ф. Глассом, Т. Райли, К. Саариахо, Д. Куртагом, Л. Андриссеном, С. Губайдулиной и мн. др.
С 1990 — основатель и постоянный участник ансамбля Alter Ego, ведущего итальянского ансамбля современной музыки.
Принимает участие в крупнейших европейских фестивалях современной музыки, в числе которых Венецианская биеннале, Pacific Music Festival (Япония), Beethovenhalle (Германия), IRCAM — Festival Agorà (Франция) и мн. др.
Преподавал на Дармштадтских летних курсах. В 2010 и 2011 проводил мастер-классы в Московской консерватории.
Записал около 40 компакт-дисков.

При поддержке Итальянского института культуры в Москве