RU EN

II Всероссийский семинар по музыкальной критике

для журналистов и культурологов

 

Совместный образовательный проект Центра современной музыки МГК им. Чайковского

и сайта Stravinsky.online

 

Семинар представит несколько непривычный ракурс в разговоре о музыкальной критике. Его тематика отходит от распространенного сегодня жанра лекций «Как написать анонс», «Как взять интервью», «Десять имен, которые нельзя не знать» и т. д. В рамках образовательной программы мы рассмотрим критическую деятельность не просто как написание текстов в стандартных форматах, но как важную часть музыкальной инфраструктуры.

Программа семинара включает в себя несколько тематических разделов:

 

I.                 Компас. Посвящен обзору музыкальных тенденций и проблеме выбора материала.

 

II.               На любителя. Об умении беседовать с публикой с различным уровнем подготовки.

 

III.              В фокусе. О принципе выявления актуальных проблем современной культурной жизни на примере тематических выпусков различных изданий.

 

IV.             Термины. О ключевых понятиях современной культурологии («культура», «цивилизация», «авангард», «китч», «масскульт», «элитарное искусство» и др.).

 

V.               Outside, где свой взгляд на современные культурные процессы представят известные журналисты и музыканты из Германии, Австрии и Франции

 

VI.             Практикум. Работа над текстами участников, написанными в дни образовательной программы.

 

История проекта

 

I Семинар состоялся в 2016 году и был приурочен к 150-летию МГК им. П. И. Чайковского. Лекции читали журналисты из числа выпускников и преподавателей Московской консерватории: Петр Поспелов, Евгения Кривицкая, Марина Гайкович, Татьяна Курышева, обладатели российских и международных премий в сфере журналистики Ярослав Тимофеев и Владислав Тарнопольский, преподаватель Московской консерватории и журфака МГУ Роман Насонов и др.

Слушателями лекций стали студенты и аспиранты Московской, Казанской, Нижегородской консерваторий, Академии им. Гнесиных, МГУ, СПбГУ, Уральского федерального университета, Вятского государственного университета, ГИТИСа, четырёх факультетов ВШЭ, Академии балета им. Вагановой, Университета печати, Академии театра и музыки Эстонии, стажеры и сотрудники РНО, Московской областной филармонии, Белгородской филармонии, Первого канала и ГТРК «Культура», Ассоциации молодежных медиа, журналов «Эксперт», «Афиша», TimeOut, «Международная жизнь», Российской газеты, Московской немецкой газеты, проектов «Акцент», «Сюртук», Rolling Stone Russia, MoveUp, Первого экологического радио «Будь!» и др.

 

Куратор программы — шеф-редактор Stravinsky.online Владислав Тарнопольский. Оргкомитет — музыковеды Александра Локтева и Рена Фахрадова.

 

Расписание образовательной программы.

22 октября

 

— Андрей Устинов, главный редактор «Музыкального обозрения»

Расскажет о 15-летнем опыте обзора репертуара российских оркестров и других долгосрочных проектах «МО».

— Гюляра Садых-Заде, журналист

Расскажет о том, как добывать информацию: как происходит мониторинг, селекция событий, каковы критерии отбора (на примере программ европейских музыкальных фестивалей).

— Владислав Тарнопольский, шеф-редактор Stravinsky.online

Попробует обозначить основные тренды развития новой музыки в 2010-е годы, а также сопоставить российскую и европейскую афишу и форматы музыкальных проектов

 

23 октября

 

— Лариса Кириллина, профессор Московской консерватории

Сопоставит концепции и языковые приёмы двух собственных изданий о Бетховене: двухтомника для профессионалов и книги из серии «ЖЗЛ» для широкой публики.

— Роман Берченко, журналист радио «Орфей»

Поделится опытом, как, разговаривая о музыке не поверхностно и избегая банальных вопросов, оставаться понятным широкой публике.

— Алексей Мунипов, журналист, автор телеграм-канала «Фермата»

Расскажет, как журналисту составлять портрет композитора и чем большой «книжный» разговор жанрово отличается от газетного блиц-интервью.

 

24 октября

 

— Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр»

Представит концепцию современной версии журнала «Театр» и на примерах конкретных выпусков покажет, как формируется содержание тематических номеров.

— Виктор Мизиано, главный редактор «Художественного журнала»

Расскажет о принципах редакционной политики «ХЖ» и о том, как раскрыть выбранную тему максимально полно и в различных форматах.

— Марина Раку, музыковед, ведущий научный сотрудник ГИИ

Расскажет о том, как советское государство встраивало классическую музыку в собственный идеологический метанарратив.

 

25 октября

 

Анатолий Осмоловский, художник и теоретик искусства, основатель института БАЗА

Разговор о понятиях «китч» и «авангард» в современном искусстве.

Михаил Велижев, культуролог, профессор ВШЭ

Лекция о том, как в современной гуманитарной науке соотносятся понятия «культура» и «цивилизация».

— Игорь Кондаков, культуролог, профессор РГГУ

Беседа о взаимосвязях «масскульта» и «элитарного искусства» в российской культуре.

 

26 октября

 

Встречи-лекции:

Керстин Хольм (Германия), редактор отдела культуры Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Этьен Буш (Франция), журналист, автор статей в Liberation и др. изданиях.

 

27 октября

 

Клаус Ланг (Австрия), композитор

Творческая встреча и видео-показ его оперы.

Степан Наумович (Германия), музыковед, переводчик

Презентация первого русскоязычного издания работ классика современной музыкальной теории Карла Дальхауса (при участии научного редактора издания Марина Раку)

 

27 октября

 

Обсуждение текстов участников семинара, написанных в дни фестиваля

— Екатерина Бирюкова, редактор раздела «Академическая музыка» на Colta.ru

Встреча с командой сайта Stravinsky.online.

Октябрь
2019
Октябрь 2019
БИЛЕТЫ
23 | 10 | 2019, ср – 12:00
Конференц-зал консерватории
Клаус Ланг (Австрия)
Творческая встреча с композитором

Программа:

Клаус Ланг родился в Граце в 1971 году. Обучался композиции и теории музыки у Германа Прессля, Беата Фуррера и Юнгхи Паг-Пан, а также исполнительству на органе. Клаус Ланг живет в Штирийской области Австрии.

Клаус Ланг любит чай и не любит газонокосилки и Рихарда Вагнера. Музыка Клауса Ланга не является способом передачи какого-либо внемузыкального содержания — эмоций, философских или религиозных идей, политической пропаганды, рекламы и т. д. Его музыка — не язык и не способ коммуникации, а свободный и самостоятельный акустический объект. В своем творчестве Ланг не использует, а исследует звук и дает ему возможность раскрыть собственные неисчерпаемые красоты. Лишь если звук — это звук и ничего более, только тогда становится возможным воспринять звук как то, чем он действительно является — как временной феномен, как слышимое время. Время для Клауса Ланга — это одновременно и композиторский материал, и фундаментальное содержание музыки. По его мнению, музыкальный материал — это время воспринимаемое в звуке, а объект музыки — переживание времени в процессе слушания. Музыка — это услышанное время.

https://klang.mur.at/

Вход свободный

При поддержке Австрийского культурного форума в Москве

БИЛЕТЫ
24 | 10 | 2019, чт – 12:00
Конференц-зал консерватории
Карл Дальхаус. Избранные труды по истории и теории музыки
Презентация книги

Исполнители:

"Карл Дальхаус. Избранные труды по истории и теории музыки"
Перевод — Степан Наумович (Германия)
Издательство им. Н. И. Новикова, 2019

На фестивале состоится презентация первого русскоязычного сборника трудов одного из самых ярких и авторитетных немецких музыковедов второй половины ХХ века Карла Дальхауса. Издание включает 23 статьи, сгруппированные в несколько крупных разделов: «Теория музыки», «История и эстетика музыки», «Музыкальная историография», «Опера». Книга открывается разделом о Новой музыке, изучению которой посвящена немалая часть наследия ученого.
Характеризуя масштаб личности Дальхауса, научный редактор издания Марина Раку пишет: «не только в немецком, но и в мировом сообществе мы сегодня не найдём равных ему по глубине и смелости осмысления широчайших и сложнейших процессов, а в особенности тех, кто не желал бы, как и он, спрямлять их течение в своих исторических описаниях или теоретических анализах». По её мнению, реакция на эту книгу «в некотором смысле должна стать лакмусовой бумажкой состояния российской науки о музыке».

Автор перевода Степан Наумович отмечает, что названия работ Карла Дальхауса часто сформулированы полемически — в виде вопросов: «Устарел ли формальный анализ?», «Служит ли двенадцатитоновый ряд заменой тональности?», «Может ли музыкальная критика быть объективной?». К этому же ряду материалов относится и вошедшее в издание знаменитое эссе Дальхауса «Почему так трудно понимать Новую музыку? Речь в защиту исторического понимания». По словам Наумовича, «Дальхаус, выступивший отчасти «от имени» музыкознания в целом, сформулировал свою тему в индивидуальном ключе – не приличествующая случаю праздничная приподнятость, а скорее тревога звучит в его вопросе. Правда, признание горькой реальности в первом предложении заглавия (Новую музыку трудно понять) отчасти смягчено надеждой во втором (возможно, «историзация» взаимоотношений с Новой музыкой поможет спасти ситуацию)».
Также в книгу вошли и другие статьи Дальхауса о новой музыке — в частности. «Эмансипация диссонанса», «Эстетическая теология Шёнберга», «Новая музыка и проблема музыкальных жанров».
В ходе презентации речь пойдёт о фигуре Дальхауса и её значении для европейского музыковедения, о содержании книги и значимости публикуемых статей, а также о том, как проходил процесс их перевода.

Участники презентации:
Степан Наумович, музыковед, автор перевода
Марина Раку, музыковед, научный редактор издания

БИЛЕТЫ
25 | 10 | 2019, пт – 14:00
Центр электроакустической музыки Московской консерватории
Мануэль Зуррия, флейта (Италия)
Мастер-класс

Программа:

Родился в Катании в 1962 году. С 1980 живёт в Риме.
Много выступает как солист и ансамблист. Сотрудничал с известными композиторами — С. Шаррино, Ф. Донатони, Ф. Ромителли, С. Буссотти, Э. Люсье, А. Пяртом, Ф. Глассом, Т. Райли, К. Саариахо, Д. Куртагом, Л. Андриссеном, С. Губайдулиной и мн. др.
С 1990 — основатель и постоянный участник ансамбля Alter Ego, ведущего итальянского ансамбля современной музыки.
Принимает участие в крупнейших европейских фестивалях современной музыки, в числе которых Венецианская биеннале, Pacific Music Festival (Япония), Beethovenhalle (Германия), IRCAM — Festival Agorà (Франция) и мн. др.
Преподавал на Дармштадтских летних курсах. В 2010 и 2011 проводил мастер-классы в Московской консерватории.
Записал около 40 компакт-дисков.

При поддержке Итальянского института культуры в Москве