RU EN

Фестиваль современной музыки МОСКОВСКИЙ ФОРУМ возник в начале 90-х годов, когда бóльшая часть российских композиторов, ассоциировавшихся с понятием «новая музыка», оказалась в эмиграции. По словам Ю. Холопова, тогда «из России эмигрировала целая культура» — А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, Н. Корндорф, Е. Фирсова, Д. Смирнов, В. Шуть, Л. Грабовский, А. Раскатов и другие. Не имея фактически никакой поддержки, фестиваль МОСКОВСКИЙ ФОРУМ начал заново создавать современный звуковой ландшафт России и стал первым российским фестивалем, ориентированным на представление новейших направлений серьезной музыки. Фестиваль является принципиально некоммерческим, он противостоит как массовой культуре, так и музейному академизму. Задача фестиваля — не угождать сложившимся вкусам широкой публики, а формировать их.

Первостепенная задача фестиваля МОСКОВСКИЙ ФОРУМ — интеграция современной российской музыки в общеевропейский контекст. С этой целью в наших программах мы стараемся дать широкую международную панораму новой музыки и в этом контексте пропагандировать музыку современных российских композиторов. При этом особое внимание фестиваль уделяет музыке композиторов молодого поколения. Другим приоритетом фестиваля является ранний русский авангард. Дважды убитый — сначала идеологическими запретами, а сегодня косностью наших филармоний — этот ярчайший пласт мировой культуры должен получить свое законное место в нашей художественной жизни.

Успешности фестиваля МОСКОВСКИЙ ФОРУМ способствуют концептуально выстроенные концертные программы. Каждый год фестиваль акцентирует определенную тему, вокруг которой выстраиваются все концертные программы, конференция и остальные мероприятия. Темами фестивалей в разные годы были: «Современная музыка; свобода или ангажированность?», «Авангард на пересечении Этно и Техно», «Старая музыка на новых инструментах, новая музыка на старых инструментах», «Свобода звука», «Репетиция оркестра», «Франкофония», «Россия – Италия: искусство перспективы», «За колючей музыкой» и др.

О высокой международной репутации фестиваля МОСКОВСКИЙ ФОРУМ свидетельствует состав его участников. Гостями мероприятий были лидирующие коллективы, солисты и композиторы, формирующие современный музыкальный ландшафт. В разные годы на фестивалях выступали Ensemble Modern (1995, 2013) и Ensemble Recherche (2007), Германия; Schoenberg ensemble (2003) и Volharding (1996), Нидерланды; Klangforum Wien (1997) и XX век (1997, 1998), Австрия; Fretwork (2003) Великобритания; Alternance (1999), Danel Quartet (2001) и Ensemble Orchestlal Contemporain (2010), Франция; ансамбль Alter Ego (2011), Италия, а также ведущие российские исполнители: Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского (постоянный участник фестивалей), Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко (1999), Ансамбль Дмитрия Покровского (2001), оркестр Musica Viva (2010) и др.

Гостями фестиваля были композиторы Хельмут Лахенман (2013), Иван Феделе, Никола Сани (2011), Клаас де Врис (2003), Дэвид Гомпер, Тапио Туомела (2001) и др.

Базовый коллектив фестиваля — ансамбль «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова. В рамках мероприятий состоялось свыше 50 мировых и свыше 100 российских премьер.

Отзывы в прессе о фестивале:

"…фестиваль современной музыки МОСКОВСКИЙ ФОРУМ начался с аншлага" (Время новостей)

"Что ни день — аншлаг, и все принимается с восторгом" (Известия)

Судя по тому, что в Рахманиновском зале заняты даже места на подоконниках, спрос на авангардную музыку XX-XXI веков, действительно, есть. И не только среди профессионалов” (Коммерсантъ)

"Зал оказался заполнен до отказа, и многие страждущие слушать современную музыку вынуждены были делать это стоя. Более того, все последующие концерты, а их было порядка десяти, также с боем осаждались публикой — для академической авангардной музыки факт почти невероятный, а для последних лет в нашей московской жизни — просто уникальный" (Культура)