Несмотря на то, что проблемы экологии известны уже давно, осознание критической важности их изучения возникли лишь в начале 70-х, когда ЮНЕСКО учредила специальную программу "Человек и биосфера". Интересно, что художники гораздо раньше ученых и политиков осознали глобальность проблем экологии и ее прямую связь не только с биосферой, но и непосредственно с культурой, этикой и искусством. "Отец акустической экологии" Реймонд Мюррей Шафер в 60-х пишет работу "Новый звуковой ландшафт", а вслед за ней "Настройка мира", которые становятся теоретической базой для создания "произведений для естественной среды". И тот же Шафер становится одним из инициаторов принятия законов против шума. В 60–e Джон Кейдж высказывается в одном из своих эссе: "Музыка, как я ее понимаю, экологична. Можно пойти дальше и сказать, что она и ЕСТЬ экология" (Кейдж. For the Birds). Композитор не делал различий между природой и культурой, звуком и пространством, инструментальным (вокальным) звуком и шумом. Люк Феррари еще в 1960 году начал работу над своей Hétérozygote, произведением для магнитной ленты, в котором звуки окружающей среды используются для создания музыкальной драматургии. Наконец, ставший классикой жанра "Восход солнца у моря" (1970), выстроен целиком путем монтажа фрагментов магнитофонной записи, сделанной композитором в течение целого дня на одном из пляжей.
Но "экологическая музыка" представлена отнюдь не только эмбиетными записями или произведениями для естественной среды. Сегодня одним из эстетических канонов жанра стало творчество Джона Лютера Адамса, широко представленное в мировой концертной практике. По словам самого композитора, на протяжении всей жизни он "искал экологию музыки, полагая, что музыка может способствовать пробуждению нашего экологического понимания". Примечательно, что в 2011 году Адамс получил премию Heinz Award, присуждаемую за заслуги в области защиты окружающей среды и вклад в развитие искусств. В нашей программе исполняются два сочинения Адамса, противоположные в своей образности и при этом хорошо представляющие стиль композитора — Dark Wind и The Light That Fills the World. Композитор пишет о себе: "в моих сочинениях есть только… медленно меняющиеся цвета на вневременном белом поле. А края его размыты. Отдельные звуки слиты в единый акустический горизонт, гармония и цвет соединяются с пространством и временем… Музыка стремится вынести нас за пределы синтаксических значений, даже за пределы образов, чтобы научить слушать себя внутри обволакивающего целого. В этих обманчиво статичных звуковых полях происходят постоянные изменения. Но опыт их слушания — не столько путешествие по музыкальному пейзажу, сколько сидение в неподвижности, тогда как вокруг медленно меняются ветер и погода, свет и тени".
Сочинение Das Andere (Другое) Хорациу Радулеску, одного из самых странных композиторов-визионеров ХХ века, представляет собой 18 минут непрерывной "плавки звуковой плазмы", которая исходит от верхнего "соль" третьей октавы до звука "до" малой — по всему диапазону альта. Изобретенная композитором специальная абстрактная нотация не дает исполнителю и шанса "спрятаться" за выписанный и выученный текст, она провоцирует музыканта на постоянный поиск нового звучания, адекватного условной, но точно соответствующей намерениям композитора нотации. При каждом исполнении пьеса не повторяет саму себя, а создается здесь и сейчас. В ней можно найти целую энциклопедию приемов Радулеску, который старался "поместить исполнителя на границу между звуком написанным и реально извлеченным, в область, где достигается состояние транса". Пьеса строится на чередовании двух видов фактуры, которые без особых изменений повторяются от начала до конца сочинения, образуя своего рода "управляемую медитацию".
Dvo_YE Анны Поспеловой основано на элементах слов из стихотворения Весенняя музыка... Елизаветы Мнацакановой. Раздробленный поэтический текст здесь является строительным материалом для электроники, но он также частично интегрируется и в партию флейты.
Звуковой ландшафт Crepuscule du soir mystique Натальи Прокопенко складывается из шорохов и призвуков таким образом, что через отдельные фонемы проходит этапы постепенного формирования Звука, Слова, Смысла.
Образы природы в Sakura-Variationen Хельмута Лахенмана и Пении птиц Эдисона Денисова спровоцировали у классиков авангарда проявление нетипичных для них стилистических черт. В Вариациях Лахенмана нет ничего от его фирменной musique concrète instrumentale, это, скорее, коллажированные постмодернистские мелодичные построения с разнообразными стилистическими коннотациями. В пьесе же Денисова как раз конкретная музыка — голоса птиц — является основой, порождая имитационные ответы фортепиано, партия которого нотирована полностью графически.
Кричи, шурши, не молчи Елизаветы Згирской — это страстное высказывание композитора в жанре видеоарта о разрушении деревянной архитектуры в ее родном Томске.